Контактная система зажигания: зачем ей всегда нужен надфиль?
Контактная система зажигания – что она собой представляет и какие секреты хранит?
Мы все знаем при помощи чего воспламеняется топливовоздушная смесь в бензиновых моторах – при помощи искры на свече.
Существует несколько вариантов систем, отвечающих за возникновение искры в камере сгорания, но в этот раз мы поговорим о классической схеме, хорошо знакомой владельцам старых отечественных авто.
История искры
На заре автомобилестроения система зажигания двигателей внутреннего сгорания была настоящей головной болью инженеров.
Изобретали различные способы воспламенения топлива, и их, порой, трудно было назвать простыми и безопасными. К примеру, один из отцов индустрии, Готлиб Даймлер использовал в своих первых моторах калильную трубку, которую перед началом работы необходимо было разогреть докрасна паяльной лампой.
Первые прообразы современных электрических систем появились в конце ХIХ века.
Довольно большим успехом среди них пользовалось так называемое магнето – небольшой генератор, вырабатывающий необходимое напряжение для образования искры. Его изобретателем считается небезызвестный Роберт Бош.
По сути, магнето стало прародителем всех искровых способов воспламенения смеси, и контактная система зажигания, о которой мы сегодня говорим, не исключение.
Конечно же, она намного совершеннее тех первых устройств, но на сегодняшний день, в мире электроники и инноваций, и она постепенно уходит в историю.
Главным образом, её носителями сейчас являются отечественные авто – ВАЗовская «классика» и им подобные. Что же она из себя представляет?
Как работает контактная система зажигания на «классике»?
Итак, контактная система зажигания, говоря сугубо техническим языком, это схема, в которой управляет и распределяет электроэнергию для генерации искры механическое устройство.
Отсюда и название, потому как коммутация в ней выполняется при помощи контактов, имеющихся в середине этого устройства.
Чтобы понять, как функционирует система, надо рассмотреть составные её части, основными элементами которой являются:
- аккумулятор (АКБ);
- замок зажигания;
- катушка;
- трамблёр (прерыватель-распределитель);
- центробежный регулятор опережения зажигания;
- вакуумный регулятор опережения угла зажигания;
- свечи;
- соединительные провода.
Работа контактной системы, как и любой другой, имеющейся на вооружении современных авто, направлена на преобразование низкого напряжения (12 Вольт) в высокое, достаточное для образования искры в свечах (до 20 000 Вольт).
Происходит это следующим образом. После поворота ключа в замке в работу первым делом включается АКБ, которая является первичным источником тока системы.
Низкое напряжение батареи подаётся на связку прерывателя и катушки зажигания.
Первый нужен для размыкания низковольтной цепи – это то самое условие, благодаря которому, а также законам физики, в катушке возникает высокое напряжение.
Далее оно проходит на распределитель, приводящийся в движение парой шестерен (вместе с прерывателем) от коленвала двигателя.
Отметим, прерыватель и распределитель скомпонованы водном корпусе.
Центробежный и вакуумный регуляторы опережения выполняют не менее ответственную работу. Смысл их существования в том, чтобы подать напряжение на свечи до момента, когда поршень поднимется в верхнюю мёртвую точку.
Так обеспечивается наилучшее сгорание топливной смеси в цилиндрах.
Первый (центробежный) регулятор отвечает за изменение угла (зависит от оборотов мотора), а второй (вакуумный) зависит от нагрузки.
Последним элементом, без которого контактная система зажигания всего лишь бессмысленное нагромождение проводов и коробочек, является свеча. Этих свечей в моторе столько, сколько и цилиндров, и именно они производят ту самую искру, которая и поджигает смесь.
Друзья, надеюсь, после прочтения статьи работа контактной системы зажигания стала понятней и более не является секретом для Вас.
Следите за публикациями на блоге, читайте опубликованные статьи, и вы узнаете, какие ещё варианты таких систем встречаются на современных авто.