
Система выпуска отработавших газов: не легкий путь выхлопа
Какую роль играет и что такое система выпуска отработавших газов?
У каждой машины имеется выхлопная труба, знаем, что она нужна далеко не для красоты, хотя автопроизводители очень часто используют её в качестве декоративного элемента.
Оглавление
Как появилась система выпуска отработавших газов?
Было бы здорово, если бы в процессе работы мотор никаких побочных продуктов кроме высокой мощности и хорошего крутящего момента не создавал.
Но, к сожалению двигатели внутреннего сгорания в этой части несовершенны и в систему выпуска выходят внушительные порции ненужного выхлопа, который состоят из продуктов горения топлива.
Интересно, что задачей отвода выхлопа и снижения шума работающего силового агрегата инженеры озадачились одновременно с изобретением ДВС.
Правда, в те далёкие годы система выпуска представляла собой трубу с простым глушителем, перед которым был врезан специальный клапан.
Ввиду очень малой мощности двигателей у водителя было две альтернативы – или ехать тихо, или быстро.
Дело в том, что выхлоп, покидающий цилиндр, создаёт обратное давление, на преодоление которого тратится часть мощности.
Поэтому, чтобы ослабить влияние выхлопной трубы и глушителя, первым автомобилистам приходилось открывать клапан, и тогда выхлоп двигателя без каких-либо помех покидал слабенький мотор, не оказывая на него никакого влияния.
Но в таком случае приходилось мириться с оглушительным грохотом, что тоже было не всегда хорошо.
Что ж, отличная задача для инженеров – сделать систему выпуска отработавших газов и тихой, и эффективной, и даже экологичной. Как они с ней справились, рассмотрим далее.
Что придумали современные инженеры?
to-ru.ru/wp-content/uploads/2017/03/sysotrabgaz.jpg» alt=»Система выхлопа» width=»720″ height=»205″/>
Современная система выпуска отработавших газов в целом схожа у всех автомобилей и выполняет функции отвода, снижения шума работающего мотора.
А так же фильтра отработавших газов и особо вредных веществ, дабы они не попали в атмосферу.
Как правило, ключевыми элементами конструкции выступают такие:
- выпускной коллектор или выпускной трубопровод;
- to-ru.ru/katalizator-v-mashine-chto-eto.html» target=»_blank» rel=»noopener»>каталитический нейтрализатор или просто катализатор;
- to-ru.ru/sazhevyj-filtr-chto-eto.html» target=»_blank» rel=»noopener»>сажевый фильтр (если автомобиль с дизельным мотором);
- to-ru.ru/glushitel-avtomobilnyj.html» target=»_blank» rel=»noopener»>глушитель;
- совокупность труб и патрубков.
Выпускной коллектор
to-ru.ru/wp-content/uploads/2017/03/vipkollektor-300×196.jpg» alt=»Выпускной коллектор» width=»260″ height=»170″/>
Правильно отработать выпуск, задача выпускного коллектора, поэтому отработавших газов начинается с выпускного коллектора.
Его форма может быть разной, но функция одна – собирать со всех цилиндров продукты горения, которые, к слову, очень горячие.
Из-за этого коллектор изготавливают из чугуна или других жаропрочных сплавов.
Катализатор
Фишкой современных авто, появившейся в угоду экологам, является каталитический нейтрализатор (катализатор).
Это, по своей сути, фильтр, собирающий наиболее вредные вещества – оксид азота, оксид углерода и углеводороды.
Сажевый фильтр
Сажевый фильтр, устанавливаемый на дизелях, играет аналогичную роль. Далее по трубам и гибким соединительным элементам (сильфонам) выхлоп через систему глушения выходит в атмосферу.
Глушитель, патрубки
to-ru.ru/wp-content/uploads/2017/03/glushitel-patrubki-1.jpg» alt=»Глушители, патрубки» width=»700″ height=»406″/>
На самом деле глушителей два – предварительный (резонатор) и основной.
Данные элементы делают всё, чтобы мотор вашего авто звучал тихо и не пугал прохожих и других участников движения своим рёвом.
Все вышеперечисленные важные детали системы выпуска отработавших газов соеденены патрубками.
Конфигурация патрубков у каждой марки автомобиля своя, соответствующая конструкции двигателя и деталей кузова.
Каждому из перечисленных элементов мы посвятим отдельную статью, поэтому внимательно следите за нашими публикациями.
Немного о тюнинге
В завершение скажем несколько слов о тюнинге.
Да-да, система выпуска отработавших газов довольно часто подвергается доработкам, что в итоге отражается не только на звучании, но и на производительности двигателя.
to-ru.ru/wp-content/uploads/2017/03/glushitel.jpg» alt=»Тюнингованный глушитель» width=»720″ height=»379″/>
Как мы уже вспоминали ранее, выхлоп двигателя, из-за имеющихся хитросплетений выхлопной системы и её элементов могут создавать обратное давление, из-за чего теряется до 4% мощности.
Поэтому в спортивной технике, а также в машинах, побывавших в руках тюнеров зачастую устанавливают трубы бОольшего диаметра, прямоточные глушители и другие штуки, снижающие влияние этого эффекта.
На этом, друзья, разрешите откланяться. Следите за публикациями о выхлопной системе!