Система центрального впрыска mono jetronic
Приветствую вас, дорогие мои любители автодела! Продолжим цикл статей, посвящённых топливным системам современных машин. И сегодня пойдёт речь о технологии mono jetronic, которая, если позволите, стала первой ступенью перехода от карбюраторного механизма к ультрасовременным электронным инжекторам.
Говоря точнее, мы с вами попробуем разобраться с системой центрального впрыска, узнаем, что скрывается за словосочетанием mono jetronic и почему эта технология утратила свою популярность, несмотря на простоту и надёжность.
[contents]Оглавление
Как зарождался впрыск mono jetronic
Как вы уже знаете, в современных бензиновых моторах применяются системы впрыска горючего, которые пришли на смену старым карбюраторам. Они позволили двигателям стать более экологичными, экономичными и повысить их мощность.
to-ru.ru/wp-content/uploads/2016/11/shema-mono-tronik.jpg» alt=»Mono jetronic» width=»700″ height=»507″/>
Хотя данные технологии стали массовыми с конца 80-х – начала 90-х годов ХХ столетия, компания Bosch уже в 1975 году предложила рабочий вариант серийной инжекторной системы, которая, по сути, стала переходным звеном между карбюраторной эпохой и эрой впрыска.
Эта технология, относящаяся к системам центрального впрыска (моновпрыска), получила фирменное название Mono-Jetronic и стояла на вооружении у передовых автомобильных марок.
От истории перейдём к сути. Идея технологии центрального впрыска, заключается в том, что вместо to-ru.ru/karbyuratornaya-sistema.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>карбюратора устанавливается форсунка, впрыскивающая во впускной коллектор мотора порции топлива по сигналу от блока управления. Стоит особо подчеркнуть – форсунка в данном случае используется одна на все цилиндры! Это и есть ключевое отличие моновпрыска от других инжекторных систем.
Давайте немного детальнее рассмотрим принцип работы описанной технологии на основе упомянутого Mono-Jetronic от Bosch.
to-ru.ru/wp-content/uploads/2016/11/centralnyj-vprysk.jpg» alt=»Система центрального впрыска» width=»551″ height=»695″/>
Моновпрыск: легко и просто
Конструкция системы центрального впрыска топлива довольно проста. В ней можно выделить несколько ключевых элементов:
- регулятор давления топлива;
- форсунка;
- дроссельная заслонка, имеющая как механический привод, так и управление при помощи сервопривода;
- датчики;
- электронный блок управления.
Регулятор давления
Роль регулятора давления заключается в поддержании давления в системе центрального впрыска, оно составляет не менее 0,1МПа. Так же этот регулятор сохраняет давление в системе при выключении двигателя. Это необходимо при заводке двигателя, чтобы система была мгновенно готова к работе.
Форсунка
Центральная форсунка обеспечивает впрыск топлива и представляет из себя электромагнитный клапан. Управление форсункой осуществляет электронный блока управления. Конструкция форсунки представляет из себя — сопло распылительное, запорный клапан с пружиной и соленоид (электромагнитная катушка).
to-ru.ru/wp-content/uploads/2016/11/forsunka-mono-jetronic.jpg» alt=»Форсунка mono-jetronic» width=»780″ height=»296″/>
Дроссельная заслонка
Регулирует объем поступающего воздуха. Дроссельная заслонка с двумя приводами. Первый -механический, работает от педали газа.
Второй — электрический, этакой хитрый режим управления заслонкой, который включается во время холостого хода двигателя. При отпущенной педали газа, активируется сервопривод заслонки и поворачивает её на небольшой угол, благодаря чему поддерживаются стабильные обороты мотора.
Датчики
Входные датчики контролируют рабочее состояние двигателя. Их несколько: датчики температуры воздуха и охлаждающей жидкости, концентрации кислорода, положения дроссельной заслонки, сервопривода, момента впрыска и оборотов двигателя. Благодаря им, блок управления знает, сколько воздуха поступает в мотор, в каком режиме он находится и нажата ли педаль газа.
Все эти данные нужны, чтобы определить момент подачи топлива, а также его объём, в результате чего образуется воздушно-топливная смесь с оптимальным соотношением составляющих бензина и воздуха.
Электронный блок управления
Мозгом системы моновпрыска является, конечно же, электронный блок управления (ЭБУ). Именно он, на основе имеющейся программы и поступающей информации от многочисленных датчиков, принимает решение об открытии форсунки и длительности этого момента. Впрыснутый бензин смешивается в камере с воздухом, и образовавшаяся смесь, минуя открытую дроссельную заслонку, поступает через впускной коллектор к цилиндрам.
to-ru.ru/wp-content/uploads/2016/11/zent-vpr.jpg» alt=»Центральный впрыск» width=»570″ height=»415″/>
В завершении хочется сказать несколько слов о судьбе моновпрыска. На сегодняшний день эта система практически не используется, хотя она проста в техническом плане, надёжна, долговечна и относительно легко обслуживается.
Тем не менее, все эти достоинства перечёркиваются недостаточной, по современным меркам, экологичностью. Связано это отчасти с неравномерным распределением топливно-воздушной смеси по цилиндрам.
Добил технологию центрального впрыска стандарт Евро-3, требующий от автопроизводителей оснащать каждый цилиндр индивидуальной форсункой. Но об этом мы расскажем в статье to-ru.ru/sistema-neposredstvennogo-vpryska.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>непосредственный впрыск.
Не пропустите мои публикации, друзья, подписывайтесь на блог и делитесь ссылками на него со своими знакомыми.
Удачи вам на дорогах!