Система смазки: смазываем, охлаждаем, чистим
Двигатель автомобиля – это сложный механический организм, в нём присутствует огромное количество трущихся деталей и элементов. Чтобы они не стирались и не нагревались до высоких температур, их необходимо обильно смазывать и охлаждать, и этот процесс сопровождает весь жизненный цикл силового агрегата. Эту наиважнейшую функцию в двигателе выполняет система смазки.
И сейчас наша цель сейчас разобраться, как устроена эта система.
[contents]Оглавление
И смажем и остудим…
Итак, система смазки двигателя первым делом должна бороться с негативными последствиями трения, а если точнее, то минимизировать само это явление.
to-ru.ru/wp-content/uploads/2017/02/sys-oil.jpg» alt=»Система смазки автомобиля внутреннего сгорания» width=»720″ height=»576″/>
Помимо этого, предусмотрительные инженеры возложили на неё ещё и функцию по охлаждению некоторых деталей мотора, а также своеобразного чистильщика от нагара и микроскопических частиц, которые, так или иначе, появляются вследствие износа металлических поверхностей. И это ещё не всё.
Масло, используется почти как гидравлическая жидкость в to-ru.ru/raspredelitelnyj-val.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>системе газораспределения, отыгрывает ключевую роль в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, воздействует на гидронатяжитель to-ru.ru/printsip-raboty-gazoraspredelitelnogo-mehanizma-grm.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>привода ГРМ и так далее.
Одним словом, система смазки автомобиля позволяет мотору жить долго и радовать нас достойной мощностью, которая не расходуется на лишние потери трения.
Как работает система смазки?
Давайте немного конкретизируем, что есть смазочная система двигателя, окунувшись в технические подробности.
Чтобы обеспечить качественное выполнение поставленных задач, инженеры разработали несколько вариантов систем. В частности, в зависимости от способа подачи масла, различают такие смазки:
- с подачей масла под давлением;
- с разбрызгиванием и подачей самотёком;
- комбинированная.
Не трудно догадаться, что в первом случае смазка попадает к деталям по специальным магистралям под давлением, которое создаётся насосом.
Во втором – масло разбрызгивается форсунками и работающими элементами самого двигателя, что создаёт так называемый масляный туман. Но дело в том, что одним узлам мотора идеально подходит система смазки под давлением, а другим – самотеком или разбрызгиванием.
Поэтому инженерами была разработана третья по счёту в списке система – комбинированная, которая используется в подавляющем большинстве современных агрегатов.
Как устроена смазочная система
Основными деталями среднестатистической комбинированной смазочной системы двигателя являются такие:
- поддон картера;
- насос;
- масляный фильтр;
- радиатор (если он необходим конструктивно);
- всевозможные каналы и магистрали.
Как правило, если не учитывать варианты с to-ru.ru/suhoj-karter.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>сухим картером, поддон служит мотору в качестве резервуара, где хранится масло.
to-ru.ru/wp-content/uploads/2017/02/syssmazdvs.jpg» alt=»Система смазки двигателя» width=»720″ height=»627″/>
Оттуда оно отбирается насосом, который подаёт смазку через фильтр, изымающий различный мусор, в магистрали и каналы, обеспечивающие её передачу под давлением к элементам to-ru.ru/kolenchatyj-val.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>коленчатого вала и распредвала, а также опорам шатунов.
К остальным узлам мотора смазка попадает разбрызгиванием или самотёком. Далее оно под действием силы тяжести вновь оказывается в поддоне картера, и цикл повторяется снова.
Стоит отметить, что смазочная система дизельного двигателя и бензинового агрегата идентична. И там и там используется комбинированная схема подачи масла.
От исправности системы смазки во многом зависит долговечность и работоспособность мотора машины.
Чтобы вовремя проинформировать нас с вами и электронный блок управления о проблемах, в моторы встраиваются датчики давления и температуры.
to-ru.ru/wp-content/uploads/2017/02/urovenoil-300×169.jpg» alt=»Уровень масла» width=»300″ height=»169″/>При падении напора ниже нормы, на приборной панели должен загореться соответствующий значок, а электронике в этот момент необходимо как можно быстрее выключит силовой агрегат, иначе его узлы могут прийти в полную негодность, а это сулит немалыми расходами на ремонт.
Надеюсь, дорогие читатели, вы поняли, насколько важна смазочная система двигателя. Теперь понимаете, что без неё мотор не проработал бы и нескольких минут, поэтому внимательно следите за показаниями давления в системе, уровнем и вовремя меняйте масло.
До новых встреч на страницах нашего блога.
//www.youtube.com/watch?v=WZ-CbPwYbYI