Шаровая опора или шкворень — что лучше?
Друзья, благодаря чему колёса наших автомобилей могут поворачивать и при этом остаются хорошо закреплёнными на элементах подвески? За это мы должны благодарить интересный узел, под названием шаровая опора.
И хоть у многих это название на слуху, не все знают что это такое. Поэтому давайте рассмотрим данную деталь со всех сторон, изучим её внутренности и выясним, может ли она сломаться. А если и сломается, как быть в таком случае.
Оглавление
Шаровая опора против шкворня: неравная борьба
Шаровая опора это неотъемлемая часть подвески современного авто. Именно она связывает ступицу колеса и рычаги, обеспечивая возможность его нормального вращения и одновременно поворотов влево и вправо.
В основном данная деталь применяется в to-ru.ru/stojki-amortizatorov.html» target=»_blank» rel=»noopener»>передней подвеске машин, но аналогичные по своему функционалу можно встретить и в других узлах.
К примеру, to-ru.ru/rulevoe-upravlenie-chto-budet-esli-povernut-baranku.html» target=»_blank» rel=»noopener»>в рулевом механизме или даже в креплениях газовых упоров капота.
На самом деле, шаровая опора далеко не всегда была неотъемлемым атрибутом ходовой системы.
На заре автомобилестроения, да и, откровенно говоря, вплоть до 60-х годов минувшего столетия её функции выполнял так называемый шкворневый механизм.
По сути, он представлял собой стержень, к которому крепилась поворотная ось колёс. Это был элементарный и незамысловатый механизм, но он не выдержал конкуренции с появившимися шаровыми собратьями, имеющими ряд немаловажных преимуществ, а именно:
- долговечность;
- лёгкость;
- отсутствие необходимости в постоянной смазке и обслуживании;
- наличие большего числа степеней свободы, ведь в их основе лежит шаровидный шарнир, который может не только поворачиваться в горизонтальной плоскости, как шкворень, но и без проблем отрабатывать другие степени свобод.
Одним словом, своим появлением в автомобильном мире наш сегодняшний герой сделал небольшую революцию, развязал руки инженерам-механикам и, позволил им реализовывать новые решения в подвесках, улучшающие ходовые характеристики машин и наш с вами комфорт.
Удачная конструкция — залог успеха
Итак, пора выяснить, в чём же секрет шаровой опоры, а для этого рассмотрим её конструкцию. Скажем прямо — ничего сверхъестественного в ней нет, а даже наоборот — на редкость простой механизм.
Среднестатистическая шаровая опора современного авто состоит из таких элементов:
- стержень с шарообразным наконечником с одной стороны и элементом крепления к рычагу подвески с другой;
- металлический корпус цилиндрической формы;
- полимерный вкладыш;
- прижимная шайба, которая закрепляет предыдущую деталь в корпусе;
- пыльник — резиновая оболочка, обеспечивающая её герметичность.
Как мы видим, ничего сложного, и прилагаемая иллюстрация вполне доходчиво даёт нам понять, как всё устроено.
Современные шаровые опоры это расходники, то есть необслуживаемые и в случае выхода из строя подлежат только замене.
Ранее конструкторы более рационально подходили к этим деталям, и снабжали их специальными отверстиями, через которые можно было запрессовать смазку внутрь, но в наше время это неактуально, ведь благодаря высокопрочным пластикам, используемым для вкладышей, эти элементы подвески без проблем могут отъездить до 150 тысяч километров.
Неисправности и их симптомы
Конечно же, не всегда шаровые опоры радуют своих владельцев безупречной работой на протяжении сотен тысяч километров. Иногда им становится плохо гораздо раньше. В чём же может быть причина? Как правило, их три:
- повышенные ударные нагрузки — вполне логично, шаровым, да и многим другим деталям ходовой станет не по себе, если отчаянно прыгать на автомобиле по кочкам, нырять в ямы или ещё каким-либо образом проверять её на прочность;
- высыхание смазки — именно поэтому раньше данные детали делали обслуживаемыми, но в настоящее время эта причина не сильно распространена;
- разрушение пыльника и, как следствие, потеря герметичности. В свою очередь пыль и грязь попадает внутрь узла, разрушая его.
О том, что вас ждёт замена шаровой опоры, могут говорить определённые симптомы, игнорировать которые просто нельзя. Среди них такие:
- стук при проезде по неровностям на небольшой скорости;
- скрипы при повороте руля;
- неустойчивое поведение автомобиля при движении прямо;
- увеличившийся износ покрышек.
Конечно же, не всегда эти признаки говорят именно о проблемных шаровых опорах, но, в любом случае, при их появлении нужно незамедлительно ехать в сервис (СТО), там опытные мастера смогут поставить окончательный и правильный диагноз.
На этом всё, друзья. Приятных вам поездок, исправных и послушных автомобилей! Не пропускайте новые публикации!