Саморегулирующее сцепление: как происходит саморегулировка?
Уважаемые друзья нашего блога, если вы зашли ко мне на блог, значит у вас есть потребность познать как работает ваш железный конь. А сегодня мы узнаем что значит работа сцепления автомобиля на самообслуживании.
В процессе эксплуатации автомобиля, в сцеплении происходит износ ведомого диска, точнее накладок этого диска. По этой причине нажимной диск смещается к маховику, а «лепестки» диафрагменной пружины, в свою очередь, в противоположном направлении. Это увеличивает рабочий ход механизма и изменяет положение педали сцепления.
Оглавление
История создания саморегулирующего сцепления
В 90-х годах прошлого столетия инженеры компании Luk предложили систему компенсации выработки накладок ведомого диска в автоматическом режиме, которую назвали саморегулирующее сцепление (Self-Adjusting Clutch – сокращенно SAC).
Сегодня разработаны и используются несколько конструкций этого устройства:
- SAC разработки Luk;
- XTend разработки ZF Sachs;
- SAT разработки Valeo.
Работа сцепления автомобиля
Все эти варианты имеют практически одинаковые функции. Кроме компенсации выработки, такое сцепление обеспечивает уменьшение и стабильность выжимного усилия.
Это заметно удлиняет срок работы устройства и дает возможность его использовать в различных трансмиссиях автомобилей, в частности, с большими двигателями. Саморегулирующееся сцепление используют во многих роботизированных КПП, например, в Easytronic.
Конструкция саморегулирующего сцепления
SAC компании Luk
В этом варианте SAC содержит диафрагменную пружину, опирающуюся на диафрагменную сенсорную пружину, по окружности на которой расположены короткие «лепестки». Над диафрагменной находится регулировочное кольцо с 12 клиньями, закрепленное в корпусе тремя пружинами.
- диафрагменная пружина;
- нажимной диск;
- сенсорная диафрагменная пружина;
- регулировочное кольцо;
- пружина регулировочного кольца;
- корпус корзины сцепления
В противоположность диафрагменной, у сенсорной постоянная силовая характеристика, ее величина соответствует усилию, необходимому для срабатывания механизма с новыми накладками.
В процессе срабатывания накладок, усилие, прикладываемое к сенсорной диафрагменной пружине, растет, и ее «лепестки» прогибаются. Это приводит к тому, что регулировочное кольцо поворачивается и с помощью клиньев компенсирует возникший зазор. Работа автомобиля с такой конструкцией не требует регулировки.
Работа сцепления автомобиля XTend компании ZF Sachs.
У этого механизма компенсации износа несколько иная конструкция. Он находится меж диском (нажимным) и диафрагменной пружиной и состоит из двух установочных колец, защелки и ограничителя на корпусе.
Кольца устанавливаются одно на другое и соединяются с корпусом при помощи пружины натяжения. По окружности на кольцах есть некоторое количество клиновидных ползунов, удерживаемых пружиной растяжения.
- корпус корзины сцепления;
- диафрагменная пружина;
- установочное кольцо;
- пружина натяжения установочного кольца;
- пружина растяжения ползуна;
- пружинная защелка;
- ограничитель на корпусе сцепления
Ограничитель, расположенный на корпусе, фиксирует утончение накладок на ведомом диске. Защелка передвигается над кольцами в зависимости от величины выработки до ограничителя.
Верхнее установочное кольцо под воздействием пружины растяжения скользит по клиновидному ползуну и устанавливается в приподнятом положении.
Во время выключения нижнее установочное кольцо под воздействием пружины натяжения проворачивается, фиксируя верхнее кольцо. В результате чего компенсируется износ и работа сцепления автомобиля не требует обслуживания..
SAT (Self-Adjusting Technology)
Сцепление SAT автоматически компенсирует износ накладок при помощи специального храпового механизма. Между диском (нажимным) и диафрагменной пружиной расположено коническое опорное кольцо.
По мере того как накладки становятся тоньше, оно проворачивается по конической поверхности. На нем имеется зубчатый сектор, который проворачивает червяк, на оси которого закреплено храповое колесо.
Фиксируется колесо собачкой, за счет этого фиксируется и опорное кольцо, и таким образом происходит компенсация выработки.
Очевидно, что в будущем автопроизводители станут использовать новый вид сцепления. Работа сцепления автомобиля будет малоообслуживаемое, обеспечит более продолжительную эксплуатацию и комфортное управление педалью авто с механическим вариантом трансмиссии.
Теперь вы в курсе как работают разные системы SAC и почему за ними будущее. Расскажите об этом своим друзьям – оставьте ссылку на статью в социальных сетях, и до новых встреч на страницах нашего блога!