Двигатель

Масляный насос: сердце смазочной системы двигателя

Масляный насос – узел, о котором, вроде бы, автомобилисты и не вспоминают ежедневно, а многие о его существовании вообще не подозревают. Но поверьте, друзья, без него двигатель машины не проработал бы и дня, так как смазочная система была бы попросту нефункциональна.

Поэтому не будем тянуть и перейдём к главным вопросам этой статьи: устройство масляного насоса, типы этого устройства и его особенности. Одним словом, рассмотрим всё, что бы Вам хотелось знать об этих устройствах.

[contents]

Маленький, но ответственный механизм

Как и другие насосы, масляный тоже занимается тем, что перекачивает жидкость. В его случае это жидкость смазочная, которая необходима для стабильной и долговечной работы такого сложного механического устройства, как двигатель внутреннего сгорания.

В большинстве случаев в моторе всё происходит следующим образом: для того чтобы масло попало к трущимся механизмам, его нужно подать к ним под давлением из резервуара, роль которого в системах с мокрым картером выполняет поддон силового агрегата, а с сухим – специальный бачок.

Попав к нужным элементам, смазка под действием неумолимой силы тяжести стекает вниз и её вновь и вновь необходимо подавать к деталям двигателя. Этим, по сути, и занят масляный насос.

Нужно отметить ещё один нюанс: в случае с мокрым картером – он просто нагнетает давление в смазочной системе, а у моторов с сухим картером выполняет сразу две роли – откачивает масло из поддона в маслобак и подаёт его под напором к механизмам двигателя машины.

Autoteka

В действие масляный насос приводится от коленвала или распредвала мотора, а это значит, отбирают для себя часть полезной мощности. Теперь нужно рассмотреть устройство масляного насоса.

Масляный насос: что у него внутри?

Масляный насос

Скажем сразу, вариантов конструкции у этого узла несколько. Под капотами автомобилей встречаются такие типы:

  • шестерёнчатый (или шестерённый);
  • роторный.

Шестеренчатый тип маслянного насоса

Шестерёнчатый масляный насос

Наиболее простой с точки зрения механики. Устройство и работа масляного насоса шестерёнчатого типа основывается на вращении двух зубчатых колёсиков – ведущего и ведомого, которые захватывают смазку из всасывающего канала и подают её под давлением в нагнетающий канал.

Логика функционирования данного варианта маслонасоса такова, что его производительность напрямую зависит от того, с какой частотой вращается коленчатый вал мотора. Одним словом, чем активнее вы давите на газ, тем больше масла поступит в двигатель.

Кстати, подобные насосы относят к нерегулируемому типу. Давление они создают непостоянное, а при избыточном — просто стравливают излишки смазки через специальный клапан.

Масляный насос роторного типа

Масляный насос роторного типа

Устройство масляного насоса этого типа сложнее, но зато они позволяют создавать всегда постоянное давление, которое не будет зависеть от того, с какой частотой крутится коленвал или распредвал. В нём находится два ротора – один внутри другого, которые, вращаясь, захватывают масло лопастями.

Для контроля над напором смазки в конструкцию добавляют так называемый статор, имеющий регулирующую пружину. При повышении давления, статор поворачивается таким образом, чтобы полость между роторами уменьшилась, а при понижении – наоборот.

Рисунок масляного насоса роторного типа

Инженеры не зря ломали головы, создавая регулируемый масляный насос. Дело в том, что в данном случае значительно уменьшается величина отбираемой от двигателя полезной мощности (утверждают, что до 30% по сравнению с нерегулируемыми типами). Вдобавок к этому меньше изнашивается масло, а это значит, что вам реже придётся его менять. Короче говоря, одни плюсы.

//www.youtube.com/watch?v=wEPrxkbStCk

 

Ну что ж, уважаемые читатели нашего уютного блога, мы с вами достаточно ответственно рассмотрели назначение и устройство масляного насоса. И в следующий раз обязательно продолжим знакомиться с устройством современных машин. Не пропустите, подписывайтесь!

Статьи по теме

2 Comments

    1. К примеру на Ford Siera 2.0. Даже на УАЗЫ ставят. Наберите в ютубе Масляный насос ПРОХОР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button