
Рулевая рейка: как проверить этот узел автомобиля?
to-ru.ru/mnogofunktsionalnyj-rul.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>Что мы знаем о руле? Во-первых, это приспособление, которым мы выбираем to-ru.ru/rulevoe-upravlenie-chto-budet-esli-povernut-baranku.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>направление движения автомобиля, а во-вторых – он круглый. Но давайте задумаемся, как происходит передача усилия от руля на колёса? Ключевую рол в этом процессе играет рулевая рейка, ей посвящается эта статья. Какие разновидности рулевой рейки бывают и как проверить рулевую рейку на предмет неисправности?
Оглавление
Рейка: для чего она?
Как было сказано, рулевая рейка преобразовывает вращение руля в повороты колёс в горизонтальной плоскости.
По сути, это простой элемент, работа которого основана на элементарных принципах механики. Шестерни, зубчатые передачи и тяги – это то, из чего состоит конструкция самой примитивной разновидности рулевой рейки.
Существуют и более сложные вариации данного узла, и далее мы рассмотрим что внутри и у более простых, и у более продвинутых вариантов этого элемента автомобиля.
Варианты конструкций и их устройство
Итак, что такое рулевая рейка, уже разобрались, теперь вникнем в её конструкцию.
Различают несколько разновидностей данного узла:
- механическая;
- с гидроусилителем;
- с электроусилителем.
Механическая рейка
Первый вариант самый простой и встречается уже в основном на старых автомобилях. В её основе лежит элементарная конструкция, состоящая из шестерни, вращающейся под действием руля вправо или влево и рейки с зубьями, которую эта шестерня двигает в горизонтальной плоскости.
Рейка соединена с тягами, а они уже поворачивают колёса. Всё просто, и главная особенность – полная зависимость от физической силы водителя, ведь только от его усилий приводится в движение весь механизм. Вот как работает рулевая рейка самой примитивной разновидности, но нас, конечно же, интересуют более современные варианты и наиболее ходовым является второй в нашем списке.
Рулевая рейка с гидроусилителем
Устройство to-ru.ru/ustrojstvo-rulevogo-upravleniya-s-gidrousilitelem.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>рулевой рейки с гидроусилителем (ГУР) немного сложнее. В этом случае водителю не приходится прикладывать нечеловеческие усилия, чтобы повернуть «баранку», ему в этом помогает специальное гидравлическое устройство, являющееся посредником между валом руля и колёсами.
Как работает рулевая рейка с гур? На самом деле ничего сложно в этом нет. Устройство дополнено насосом, качающим масло в замкнутом контуре и гидроусилителем.
Гидроусилитель имеет следующую логику работы – в момент поворота руля приоткрываются клапаны с одной из его сторон, через которые масло устремляется к поршню двойного действия. Он в свою очередь поворачивает шестерню и, как следствие весь остальной механизм.
ГУР включается только при заведённом моторе авто, если машина заглушена, то повернуть колёса даже сложнее чем в простых механических конструкциях.
Рулевая рейка с электроусилителем
Что же касается to-ru.ru/ustrojstvo-elektrousilitelya-rulya.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>рулевых реек с электроусилителем (ЭУР), то они чем-то схожи с предыдущими. Ключевой разницей является наличие электромотора вместо ГУР, который и приводит в движение шестерню.
Кстати, есть несколько видов таких конструкций – у одних двигатель установлен непосредственно на корпусе рейки, а у других (часто встречается на отечественных авто) встроен в привод вала рулевого колеса.
В любом случае устройство является самодостаточным, оно получается информацию о повороте «баранки» от датчиков и на основе команд от своего блока управления поворачивает сервомотор в ту или иную сторону.
Ну что ж, как работают рулевая рейка разных типов, мы разобрали, теперь перейдём к их характерным болезням.
Как проверить рулевую рейку
Подходим, друзья, к одному из главных вопросов — как проверить рулевую рейку? Существует ряд симптомов, которые могут говорить о неисправности данного узла.
Симптомы возможной неисправности:
- стук при езде по небольшим неровностям, который полностью исчезает, если повернуть «баранку» в одно из крайних положений;
- руль тяжёлый, поворачивается очень трудно;
- самопроизвольные повороты руля;
- резкое падение уровня гидравлической жидкости ГУР в бачке;
- угол поворота колёс не соответствует углу поворота руля;
- на панели приборов засветилась лампа неисправного ГУР или ЭУР.
Неприятности рулевого управления выглядят очень неприятно. Помимо этого, они ещё и потенциально опасны, ведь получить внезапно где-нибудь на трассе неуправляемый автомобиль не хочет никто.
Перечислим возможные неисправности:
- разрушение зубчатой передачи;
to-ru.ru/wp-content/uploads/2017/09/iznos-zuba.jpg» alt=»Разрушение зубьев рулевой рейки» width=»600″ height=»408″/>
- разгерметизация корпуса узла и попадание в него пыли и грязи, что приводит к разрушению механизмов;
- деформация корпуса;
- выход из строя рулевых тяг;
- поломка ГУР или ЭУР.
Отремонтировать рулевую рейку самостоятельно довольно сложно, но возможно. Об этом мы поговорим в следующей публикации.
Теперь, коллеги-автолюбители, вы хорошо знаете, как работает рулевая рейка с гидроусилителем, с электроусилителем и простая механическая.
В следующей статье будет описано что делать, если она потребует ремонта.
До новых встреч, не пропустите наши свежие публикации!
//www.youtube.com/watch?v=qOq8Fh1UgbE