
Электронная система зажигания: механические контакты капитулировали
Герой данного рассказа — электронная система зажигания. В нем мы рассмотрим, решила ли система все проблемы своих предшественников?
Автомобильные to-ru.ru/sistema-zazhiganiya.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>системы зажигания за свою историю прошли долгий путь преобразований – от примитивных калильных трубок Готтлиба Даймлера до более совершенных электрических схем, которые активно развиваются и поныне.
Слабым местом предшествующих систем являются to-ru.ru/kontaktnaya-sistema-zazhiganiya.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>механические контакты, которые под действием больших токов склонны к обгоранию и износу. Полностью решить эти проблемы можно, вовсе отказавшись от каких-либо контактов стало возможно в век электроники.
[contents]Оглавление
Долой механический распределитель
На самом деле не все схемы, формально относящиеся к электронным, можно назвать честными, с точки зрения отсутствия подвижных механических контактов. Существуют такие основные их разновидности:
- to-ru.ru/kontaktno-tranzistornaya-sistema-zazhiganiya.html» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>с распределителем;
- прямого зажигания.
В первом случае механическое устройство всё же присутствует. Это тот самый распределитель, управляющий подачей высокого напряжения для искры на свечах.
Второй вариант более интересный, потому как такого узла у него уже нет, и абсолютно все процессы в системе происходят без каких-либо контакты. Давайте заострим своё внимание на схеме прямого зажигания.
Как устроена электронная система зажигания
Несмотря на то, что электронная система зажигания исполнила мечту нескольких поколений инженеров и полностью лишилась ненадёжных групп контактов, в её конструкции всё же присутствуют знакомые нам узлы, встречающиеся и в более ранних версиях схем. Итак, состав её следующий:
- аккумулятор и генератор;
- замок зажигания;
- катушка (или катушки);
- свечи;
- электронный блок управления (контроллер);
- воспламенитель;
- различные датчики;
- провода.
Как мы видим, часть элементов системы перекочевала сюда из архаичной классической контактной схемы, но некоторые не встречались нам ранее.
Первый из них – блок управления. На самом деле, это не отдельный узел, а общий блок, контролирующий работу всего двигателя. Для того чтобы электронный мозг знал, когда ему необходимо подать сигналы для генерирования искры, используется информация от многочисленных датчиков.
В работе данной системы играют важную роль датчик частоты вращения коленвала мотора, датчики положения распредвала, расхода, давления и температуры воздуха, датчики температуры охлаждающей жидкости, положения дроссельной заслонки, положения педали газа и многие другие, причём их набор может меняться в зависимости от производителя машины.
Ещё одним новым для нас узлом является воспламенитель.
Он представляет собой плату с различными электронными компонентами и управляет катушкой зажигания.
Кстати, о катушках. Электронная система зажигания в своём составе может иметь их несколько. Иногда можно встретить индивидуальные катушки на каждый цилиндр, иногда используются сдвоенные, обслуживающие соответствующую пару цилиндров – всё зависит от фантазии инженеров.
Именно применение нескольких катушек позволило наконец-то полностью отказаться от трамблёров и прочих узлов с механическими контактами, которые, как ни крути, подвержены износу и обгоранию.
Неприятности всё же случаются…
Тем не менее, проблемы встречаются и у современных систем зажигания, начинённых электроникой.
К примеру, не редкость, когда выходят из строя свечи и катушки, окисляются контакты низковольтных и высоковольтных проводов, а также ломаются датчики или же сгорает электронная часть.
Признаками подобных неисправностей может стать неустойчивая работа мотора, трудности с запуском машины, повышенный расход.
Ну что ж, друзья, как вы видите, электронная система зажигания стала на сегодняшний день самой совершенной схемой, позволившей навсегда забыть о механических контактах и проблемах с ними связанных.
На этом всё, до новых встреч на страницах нашего блога и не забывайте читать свежие публикации!