Двигатель

Цетановое число: для владельца дизельного автомобиля

Друзья, уверен, вы слышали об октановом числе – параметре, характеризующем бензин. А знаете ли, что такое цетановое число дизельного топлива? Думаю, не многие смогут дать утвердительный ответ на заданный вопрос.

В этой статье мы восполним данным пробел, ведь с ростом популярности автомобилей с моторами на солярке, знать о её характеристиках и параметрах критически важно.

Цетановое число дизельного топлива

Цетановое число дизельного топливаНа самом деле цетановое число является одним из важнейших характеристик качества солярки. Чтобы пояснить суть этого параметра, давайте вспомним, как работает дизельный двигатель.

Как Вы уже знаете, автомобильный мотор на солярке не имеет свечей зажигания, воспламенение топлива в нём происходит за счёт сжатия.

Поршень сжимает топливно-воздушную смесь в цилиндре, отчего она раскаляется и самовоспламеняется. По сути, цетановое число дизельного топлива иллюстрирует возможность горючего к воспламенению – чем выше этот параметр, тем меньшее сжатие необходимо и тем быстрее произойдёт воспламенение.

Кстати, более известное всем октановое число бензина характеризует обратное свойство – стойкость горючего к преждевременному возгоранию.

Autoteka

Чтобы докопаться до более глубокой сути сегодняшнего вопроса и выяснить, чем же является цетановое число дизельного топлива, необходимо немного углубиться в химию. Солярка представляет собой смесь различных соединений, а именно:

  • парафиновые углеводороды (C10-C16);
  • ароматические углеводороды;
  • нафтеновые углеводороды;
  • непредельные соединения.

Из этого набора наиболее желанными в составе горючего являются парафиновые и нафтеновые химические соединения. Именно от парафиновых и в немного меньшей степени нафтеновых углеводородов зависит параметр, о котором мы сегодня говорим – чем их больше, тем лучше.

Цетан: C16H34

А вот их ароматические собратья оказывают противоположное действие на горение топлива, и помимо этого, многие из них вообще относятся к ядовитым веществам и плохо влияют на работу моторов в целом.

Измеряют цетановое число дизельного топлива на специальных установках, представляющих собой одноцилиндровый двигатель, имеющий возможность менять некоторые условия работы. Он, правда, не даёт очень точных цифр, поэтому в некоторых случаях химики прибегают к спектральному анализу горючего.

Цифры в топливном баке

Ну что ж, похоже, самое время перейти от теории к практике, и выяснить, каким именно должно быть цетановое число дизельного топлива.

На самом деле, вариант «чем больше, тем лучше» в данном вопросе не работает. Специалисты считают, что его значение для мотора современного легкового автомобиля должно находиться в пределах от 50 до 60.

Приемлемым являются и более низкие цифры. К примеру, в отечественных ГОСТах прописано число 45, как минимально возможное, а в европейских стандартах ISO – 48.

Нужно отметить, что для грузовых авто нормальным является цифра и в 40, а для корабельных двигателей и того меньше – 20.

Справедливости ради, нужно отметить, что солярка, на нашем рынке не всегда имеет оптимальное цетановое число – обычно не более 45-48. Что же делать, если мы хотим заправить свою машину более качественным топливом?

Не лишним будет сказать, что кроме этого показателя, цетанового числа, в дизельном топливе есть еще такие показатели, как стойкость к окислению, температура замерзания и йодное число.

//www.youtube.com/watch?v=0e2UF-YDfpE

Можно ли повысить цетановое число?

Да, повысить цетановое число дизельного топлива вполне реально. Всё сводится к добавлению в бак с соляркой специальных присадок, которые повышают воспламеняемость дизеля.

Цетан-корректоры

Есть способ добавлять диметиловый эфир, это газ, он имеет показатель 70. Если подать этот газ во впускной коллектор дозировку диметила  в 5% от массы топлива, то произойдет повышение цетанового числа дизтоплива, плюс еще от такой смеси уменьшится сажеобразование.

Но есть интересный и простой способ повысить цетановое число без применения химии, использовать  парогенератор. Вода нагревается в специальном устройстве от выхлопных газов и дозировано подается во впускной коллектор. Количество дозируется от 2% до 5% массы впрыскиваемого топлива. Горение дизельного топлива улучшается, потому что цетановое число при такой смеси увеличивается до 50-55 едениц.

На сегодняшний день на рынке представлено множество подобных препаратов как отечественного, так и зарубежного производства – так называемые цетан-корректоры топлива.

Надеюсь, уважаемые читатели, эта статья была полезна для расширения вашего кругозора. Подписывайтесь на рассылку и изучайте автомобили вместе с нами!

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button