Автомобиль

Система старт стоп: как научить двигатель экономить?

Рад вас встретить на блоге, друзья! Главным героем сегодняшнего рассказа станет система старт стоп на автомобиле.

В этот раз мы рассмотрим технологии, которая, по задумке её разработчиков, оберегает окружающую среду от вредных выбросов, автомобили от излишнего расхода топлива, а наши с вами уши от лишнего шума.

На самом деле это не фантастическая система из будущего, а вполне известная и давно используемая технология, и вы, несомненно, о ней слышали. Мы рассмотрим как работает данная технология и выясним, настолько полезна ли она, как о ней говорят производители.

Система старт стоп на автомобиле: глуши мотор, экономь горючку…

В чём же суть системы старт-стоп?

По статистике, около 30% всего эксплуатируемого времени двигатель автомобиля крутится на холостых оборотах, то есть не выполняет никакой полезной работы. Это те моменты, когда мы стоим в пробках, на светофорах, ждём кого-либо с включённым мотором и прочие аналогичные ситуации.

Автопроизводители задумались: «А зачем вообще тогда силовому агрегату находиться во включённом состоянии? Надо что-то с этим делать». И сделали – так появилась система старт-стоп, которая глушит двигатель во время простоя и заводит его, как только нужно двинуться с места.

Какие плюшки получили в результате?

  1. Во-первых, экономия топлива — как заявляют производители, при активной системе машина ест от 6% до 30% меньше горючего.
  2. Во-вторых, экология – выключенный мотор не выбрасывает в атмосферу никаких вредных веществ.
  3. Ну и последняя, третья плюшка – снижение уровня шума.

Старт-стоп: привет из 70-х

Наверняка, у автолюбителей может сложиться мнение, что технология старт-стоп – это что-то новоявленное, появившееся в арсенале автопроизводителей совсем недавно. На самом деле технология не нова, а первопроходцем в её освоении стала компания Toyota ещё в 70-х годах ХХ века.

Установкой системы с аналогичными функциями радовал своих клиентов и концерн Volkswagen в 80-х, а также некоторые французские марки в 90-х, но поистине массовой она стала уже ХХI веке.

Инженерные решения и принцип работы

Как Вы уже поняли, система старт стоп на автомобиле производит многократную остановку и запуск двигателя по ходу даже небольшой поездки, что заставило производителей использовать несколько специфические узлы и инженерные решения.

На сегодняшний день есть ряд вариантов реализации этой технологии:

  • с усиленным стартером (используют концерны BMW и Volkswagen);
  • с реверсивным генератором, который ещё называют стартер-генератор (можно встретить у Citroen и Mercedes);
  • впрыск топлива в цилиндры и его принудительное воспламенение (фирменная «фишка» компании Mazda для бензиновых моторов);
  • с гидромотором-стартёром (устанавливается на тяжёлую технику, в основном на автобусы).

Наиболее простым и надёжным является первый способ, предложенный всемирно известной компанией Bosch. На нём и остановимся.

В основе системы от немцев лежит специальный стартер, рассчитанный на большое количество срабатываний и имеющий высокое быстродействие.

Система старт стоп на автомобиле от фирмы Bosch

Но, конечно же,система старт стоп на автомобиле этим не ограничивается. Помимо усиленного стартера, в её состав входят датчики, оценивающие скорость машины, обороты коленвала мотора, положение педалей, заряд аккумулятора, положение коробки передач и другие параметры авто.

Сигналы от них поступают в блок управления, который, к слову, у этого вида системы старт-стоп, выполнен не отдельным узлом, а интегрирован в блок управления двигателя.

Если электроника видит, что автомобиль полностью остановился, водитель перевёл коробку в нейтраль (в случае МКПП) или зажал тормоз (в случае АКПП), система старт стоп на автомобиле срабатывает и она глушит мотор.

Но как только фиксируется нажатие педали сцепления или отпускание тормоза, что значит готовность к дальнейшему движению – двигатель вновь запускается.

Так как ответственность за питание всех электропотребителей машины после выключения мотора ложится на аккумулятор, система тщательно отслеживает уровень его заряда. Если выясняется, что напряжение на клеммах ниже нормы – старт-стоп не срабатывает.

Также хитрая немецкая технология не будет работать, если вы не пристегнулись, открыта одна из дверей или капот, двигатель не прогрет, неисправен генератор или колёса вывернуты на значительный угол.

А можно выключить? Раздражает

Существует категория людей, которых эти единицы и десятки процентов экономии топлива беспокоят меньше, чем постоянная остановка и запуск двигателя системой старт-стоп.

Поэтому иногда возникает вопрос – отключаемая ли она? Да, деактивировать её можно, причём делается это легко и просто – в каждом авто, оборудованном данной технологией, имеется кнопка отключения, после нажатия которой загорится лампочка или соответствующий значок на панели приборов.

Кнопка отключения системы стоп-старт

Уважаемые читатели и подписчики, надеюсь, с прочтением этой статьи вопросов по устройству современного автомобиля у вас стало ещё меньше.

Изучайте машины вместе с нами и до новых встреч на страницах этого блога!

 

Тэги
MELEON

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Проверить аттестат