
Система освещения автомобиля: без чего не обходится ни одно авто?
Согласитесь, было бы неплохо, если б человек мог видеть в темноте, но, к сожалению, это не так. В принципе, это не беда, ведь есть масса приборов, способных качественно осветить всё, что скрывается под покровом ночи. Естественно, они присутствуют и у машин, ведь они должны быть готовы к поездке в любое время суток. В этом плане за наш с Вами комфорт и безопасность отвечает система освещения автомобиля, познакомимся с ней ближе.
От керосинки до лазеров
Автомобильная светотехника за свою историю прошла долгий эволюционный путь и продолжает совершенствоваться.
Изначально машины не имели вообще никаких фар, хотя, по правде сказать, сами машины на заре своего существования ещё были настолько несовершенны, что даже езда в дневное время была экстремальным занятием.
Первыми фонарями транспортных средств стали обычные керосиновые лампы, которые не освещали дорогу, а просто обозначали присутствие. Ближе к концу XIX века ситуация заметно улучшилась — система освещения автомобиля получила ацетиленовые фары, которые являются вполне эффективными приборами, но хлопот с ними водители хлебнули немало. Эра электрической светотехники стартовала в 10-х годах ХХ века.
По сути, в те годы это были обычные прожекторы, интенсивность света которых не регулировалась, но данную проблему инженеры решили довольно быстро.
Современная светотехника транспортных средств очень технологична. Производители машин активно используют галогеновые, ксеноновые, светодиодные и даже лазерные фары и фонари, управляемые интеллектуальной электроникой. Давайте рассмотрим устройство системы освещения автомобиля, распространённое в наши дни.
Какой светотехникой могут похвастаться современные авто?
Любой уважающий себя и своих клиентов автопроизводитель оснащает свою продукцию таким набором:
- головные фары (передние);
- задние фонари;
- указатели поворота;
- передние и задние противотуманные фонари;
- дневные ходовые огни;
- габаритные огни;
- внутренние осветительные приборы.
Подобная схема освещения автомобиля является практически стандартом. Роль головных фар, наверняка, понятна без лишних слов – это освещение дороги впереди. Какой бы конструкции они не были, у них всегда есть два режима работы: ближний и дальний свет.
Первый менее интенсивен и его луч направлен так, чтобы не слепить едущих навстречу водителей. Дальний – максимальный и освещает дорогу на большую дистанцию. Так, к примеру, ультрасовременные лазерные фары, как заявляют разработчики, могут качественно светить на 500 м впереди авто.
Довольно часто передние фонари конструктивно объединены с другой оптикой, в этом случае их называют блок-фарами. В этот блок могут входить указатели поворота, габаритные огни (обозначают размеры авто в ночное время при выключенной основной оптике) и дневные ходовые огни (считается, что они улучшают видимость машины днём).
Задние фонари также, как правило, блочные. В их составе всё те же поворотники и габариты, но основным элементом этой конструкции выступает стоп-сигнал – он призван информировать своим ярко-красным свечением автомобили, едущие сзади, о том, что водитель решил притормозить.
Помимо вышеперечисленных, на корме машины находится фонарь заднего хода. Он имеет белое свечение и также может быть частью блочной конструкции.
Не менее ответственную работу в системе освещения автомобиля, чем передние фары и стоп-сигнал, выполняют указатели поворота. Как мы уже упомянули, они имеется в передней и задней части авто, но в дополнение к этому дублируются ещё и по бокам – встраиваются или в крылья, или в обтекатели зеркал заднего вида. Поворотники имеют жёлтый цвет и при включении мигают с интенсивностью 1 или 2 раза в секунду.
Отдельных слов заслуживают противотуманные фары. В большинстве случаев они являются опциональным элементом, а в некоторых странах вообще под запретом. Тем не менее, считается, что такой фонарь помогает улучшить видимость дороги в плохих метеоусловиях.
Достигается улучшение благодаря широкому лучу света, верхняя часть которого отсечена. В этом случае свет не отражается от мелких капель и не слепит водителя.
Рассказ о системе освещения автомобиля был бы неполным без внутренних приборов. В их многочисленное число входят лампы и плафоны в салоне, подсветка панелей приборов и других органов управления, огни габаритов в дверях, фонари в под капотном и багажном отделениях и так далее.
Многие автопроизводители в последнее время используют так называемую фоновую подсветку салона, цвет которой можно менять в зависимости от настроения водителя. В принципе, количество светотехники в салоне автомобиля в наши дни ограничивается лишь фантазией конструкторов.
Ну что ж, друзья-автолюбители, теперь список светотехники, которая обязательно должна быть у любой современной машины, очерчен.
Таким образом, ещё один элемент электросистемы транспортных средств перестал быть тёмной лошадкой. Продолжаем изучать автомобили, обязательно подписывайтесь на рассылку!