
Сажевый фильтр что это: дублер катализатора?
Эта статья будет крайне интересна тем из вас, кто владеет дизельным автомобилем или планирует такой приобрести. Дело в том, что сегодня мы рассмотрим тот элемент выхлопной системы, который можно встретить только у машин, работающих на солярке. Итак, сажевый фильтр что это, почему он устанавливается только на дизели и как устроен.
Оглавление
Сажевый фильтр что это и зачем нам ещё один фильтр?
Как можно понять из названия героя этой статьи, он спасает окружающую среду от избытка сажи, которая в изобилии присутствует в выхлопе дизельного двигателя.
Именно этим компонентом отличаются газы моторов на солярке от своих бензиновых собратьев.
Появлению сажевого фильтра мы обязаны защитникам окружающей среды, которые в начале 2000-х годов начали сильно беспокоиться о наличии сажи и копоти в отработавших газах дизмоторов.
В связи с этим резко стали ужесточаться экологические нормы, и в первую очередь это коснулось европейских стран, где солярка достаточно популярна. Серийно такие фильтры автопроизводители начали устанавливать на свои творения с 2004 года, а с 2009-го они стали обязательными для всех, согласно нормам Евро-5.
Сажевый фильтр что это: заменитель катализатора или дополняющий его узел?
На самом деле, как говорится, одно другому не мешает, а в данном случае даже дополняет. То что двигатель дизельный, вовсе не означает, что в его выхлопах нет угарного газа, оксидов азота и несгоревших углеводородов, поэтому каталитический нейтрализатор (катализатор) также необходим.
В свою очередь сажевый фильтр в системе выхлопа может представлять собой отдельный блок, устанавливаемый после катализатора, а может быть совмещён с ним в один – так, например поступают в Volkswagen.
Как это всё работает?
Ну что ж, друзья, с вопросом «сажевый фильтр что это?» мы потихоньку разбираемся, и теперь, для полноты картины, нужно вникнуть в принцип работы устройства и его конструкцию.
Здесь нет ничего сложного. Внутри узла находится керамическая матрица из трубок специальной конструкции.
При прохождении через них мелкие частицы сажи там и оседают, тем самым газы очищаются от примесей. Выглядит процесс просто, но в нём есть один нюанс.
Дело в том, что только лишь одной фильтрацией тут не обойтись, в таком случае блок очень быстро бы забился, что создавало бы ощутимое препятствие для газов, а значит мотор терял бы мощность. Поэтому это мероприятие сопровождается ещё одной процедурой – регенерацией или по-простому восстановлением (очищением).
В ней и скрыты сложности, и разные автопроизводители подходят к решению вопроса с разных сторон. Различают такие виды регенерации:
- пассивная;
- активная;
- автоматическая.
Пассивная регенерация
Итак, пассивный метод возможен в случае, когда сажевый фильтр конструктивно объединён с нейтрализатором. Ключевым моментом для регенерации (причём для любой) является высокая температура (примерно 300 – 500 градусов), при которой частички сажи участвуют в химических реакциях катализатора и в результате превращаются в углекислый газ.
По большому счёту эти условия сохраняются, когда автомобиль эксплуатируется много и часто, но если поездки короткие и их немного, то тогда мотор просто не будет успевать разогреваться до нужных температур, и сажа не сможет догореть в фильтре.
Именно для подобных ситуаций существует активная регенерация.
Активная регенерация
В данном процессе участвует электроника, которая при помощи датчиков отслеживает ситуацию с забитием фильтра.
Если выясняется, что температуры маловато для очистки, в двигатель принудительно впрыскивается больше топлива, снижается количество воздуха в цилиндрах, одним словом, делается всё чтобы повысить температуру выхлопа.
Автоматическая регенерация
Автоматическая регенерация имеет место быть в конструкция выхлопных систем с раздельным катализатором и сажевым фильтром.
Этот способ основан на использовании специальной церийсодержащей присадки для топлива, которая хранится в отдельной ёмкости и впрыскивается автоматически по команде электроники. В результате температура фильтра на некоторое время может повышаться до 700 градусов, благодаря чему сажа догорает и узел очищается.
Теперь, дорогие читатели и подписчики, надеюсь, вас больше не мучает вопрос: «Сажевый фильтр что это и с чем его едят?» На этом подведём черту под сегодняшней статьёй и переходим к подготовке очередной интересной публикации. Не пропустите!
//www.youtube.com/watch?v=-jkSjLWnvjg
//www.youtube.com/watch?v=XNqniANtVhc