
Приборы наружного освещения автомобиля — современная фара
Фары – такая же неотъемлемая часть машины, как колёса или двигатель. Для чего нужны приборы наружного освещения автомобиля, вряд ли нужно кому-либо объяснять, а вот об их разновидностях и современных технологиях в данной сфере, поговорить, однозначно, стоит.
Что такое передняя фара современного авто? Сейчас это уже далеко не просто лампочка, прикрытая прозрачным пластиком или стеклом, освещающая дорогу, это один из многих высокотехнологичных узлов, который из года в год совершенствуется и становится всё сложнее.
Тем не менее, не стоит забывать и о классических конструкциях оптики, ведь их носители также часто встречаются на дорогах, как и ультрасовременные модели от топовых автопроизводителей.
Чтобы лучше ориентироваться в приборах освещения автомобиля, давайте попробуем пройтись по всем возможным их видам и конструкциям.
Оглавление
Передние фары: что внутри?
В первую очередь разберёмся с конструкцией передней фары, которая, кстати, в технической литературе именуется блок-фара. Как правило, в её состав входят следующие элементы:
- прибор ближнего света;
- прибор дальнего света;
- указатель поворота (поворотник);
- ДХО – дневные световые огни.
Конечно же, такой состав вовсе не является правилом, и каждый автопроизводитель может разработать под какую-либо из своих моделей что-то оригинальное, но в большинстве случаев именно так выглядит набор приборов, объединённых в корпусе передней фары. Основными в этом списке являются устройства, с помощью которых осуществляется освещение дороги в ночное время суток и именно они диктуют, какой быть конструкции.
К слову о конструкции. Любые приборы наружного освещения автомобиля, помимо непосредственно самого источника света, состоят из отражателя, рассеивателя, а также иногда ещё и линзы. Далее об этих комплектующих подробнее.
Какие бывают лампочки?
Если Вы, уважаемые читатели, заметили, то, упоминая о ближнем и дальнем свете, мы использовали слово «прибор», а не лампа или что-то ещё. Почему? Дело в том, что источники света в современных автомобилях могут быть разными, а именно:
• лампы накаливания;
• галогенные лампы;
• ксеноновые лампы;
• светодиоды;
• лазерные светодиоды.
Самые простые приборы наружного освещения автомобиля укомплектованы, конечно же, обыкновенными лампами накаливания — это вольфрамовая нить в стеклянной колбе, из которой откачан воздух.
Ничего примечательного они собой не представляют – светят слабо, перегорают часто, да и в последнее время в качестве основных источников света практически не используются автопроизводителями.
Немного более совершенными являются галогенные лампы. Они схожи конструктивно с лампами накаливания, но в них вольфрамовая нить находится в окружении галогенного газа (йода или брома). Благодаря этому они светят ярче своих предшественников и перегорают реже.
Принципиально другая конструкция у следующего типа фар – ксеноновые. Они горят благодаря тому, что под воздействием высокого напряжения газ ксенон начинает светиться.
Делает он это очень ярко, поэтому такие фары пользуются довольно большой популярностью у компаний, выпускающих машины и у производителей опционального оборудования.
Главный недостаток – необходимость в дополнительных узлах, обеспечивающих розжиг и функционирование лампочек.
Передовой технологией по праву можно назвать светодиодные фары. Благодаря тому, что полупроводниковые светодиоды становятся всё мощнее и доступнее, такие приборы наружного освещения автомобиля можно встретить чаще и чаще, хотя цена на них ещё остаётся достаточно высокой.
Достоинств у них масса – это и небольшие габариты, и низкое энергопотребление, и высокая яркость, и длительный срок эксплуатации.
Помимо этого, на базе светодиодов создают матричные фары, которые могут под управлением интеллектуальной электроники формировать различные конфигурации светового пятна в зависимости от дорожной и погодной ситуации.
Что же касается лазерных светодиодов, то это пока ещё редкость. Увидеть такую оптику можно только у топовых моделей топовых марок, да и то далеко не у всех.
Эти приборы крайне эффективны, обладают скромным энергопотреблением, а также выдают очень яркий и равномерный световой поток. К примеру, расстояние, которое они могут с лёгкостью осветить, составляет более 600 метров.
Приборы наружного освещения автомобиля, линзы и рассеиватели
Говоря о фарах, нельзя обойти стороной такой важный конструктивный элемент как отражатель. Нужен он для того чтобы максимально эффективно собрать воедино весь свет, излучаемый источником и передать его на рассеиватель или в линзу. Отражатели бывают:
• параболические;
• свободной формы;
• эллипсоидные.
Первые два типа встречаются у классических рефлекторных фарах. Параболические наиболее простые и используются в примитивной оптике. Эффективность их работы пропорциональна размеру – чем больше, тем выше уровень освещённости.
Разновидность свободной формы более интересна. Такие отражатели имеют сложный рельеф, моделируемый компьютерами.
Их отражающая поверхность выполнена таким образом, чтобы обеспечить различную форму светового пятна в зависимости от того, на какой её участок в данный момент направлен источник.
Эллипсоидные отражатели работают в паре с линзами (так называемая линзовая оптика). Данная технология позволяет значительно уменьшить размер фары и формировать эффективный пучок света.
Пожалуй пока всё об автомобильной оптике. Надеюсь, вы почерпнули из этой статьи что-нибудь новое для себя/ Но ещё настоятельно советую почитать и про адаптивную систему освещения AFLS.
До новых встреч! Не забывайте, заглядывать в блог за свежим материалом!