
Пневматическая подвеска: что общего у Мерседеса и Икаруса?
Пневматическая подвеска автомобиля. Как правило, наличием этой системы любят хвастаться обладатели премиальных машин, например, топовых внедорожников от Audi или Volkswagen, но на самом деле транспортных средств, у которых есть пневмоподвеска, по нашим дорогам ездит намного больше.
Давайте разберёмся, в чём же её преимущества, так ли она элитарна и у кого можно встретить подобную конструкцию.
Оглавление
Пневма: прерогатива избранных или массовый продукт?
Основной идеей пневматической подвески является возможность регулировки дорожного просвета. Получается это у неё при помощи воздуха, накачивающегося в специальные баллоны, которые выступают в роли упругих элементов. Детальнее об устройстве системы позже, а сейчас немного истории этого замечательного изобретения.
Хотя, как мы уже отметили выше, «пневма» в наши дни считается привилегией дорогих автомобилей, её применение намного шире. Впервые инженеры задумались о том, что неплохо бы объединить упругие свойства сжатого воздуха и автомобильную подвеску, ещё в начале ХХ века.
В те далёкие годы даже был оформлен патент на эту интересную систему. Но, справедливости ради, нужно сказать, что он так и пролежал на пыльных полках, не найдя широкого распространения вплоть до 50-х годов. Дебютантом среди легковушек, оборудованных данной схемой, стал Citroen DS-19, породив на некоторое время моду на неё.
Поигравшись с десяток лет «пневмой», производители легкового транспорта опять отошли от её использования и вернули её в свой арсенал только в наши дни, чему поспособствовало бурное развитие электроники, которая позволила создавать адаптивные типы подвесок (о них в отдельной публикации). Это что касается легковушек, а вот в другом сегменте, в сегменте коммерческого грузового и пассажирского транспорта пневмоподвески отлично чувствуют себя довольно давно.
Вспомнить хотя бы легендарный ЛиАЗ-677 с пневматическими баллонами, выпускавшийся с 1967 года, или Икарус. Также эта система активно применяется в подвеске тягачей и грузовиков, как правило, на задней оси, где нагрузки больше.
Управляя воздухом…
Автобусы и грузовики – это тоже интересно, но вернёмся, пожалуй, к современным легковушкам и рассмотрим устройство пневматической подвески, встречающейся в наши дни.
Для начала нужно подчеркнуть, что «пневма», по сути, не отдельная конструкция, а как бы дополнение к уже существующим схемам подвесок. К примеру, она может быть выполнена на базе «многорычажки» или МакФерсона. Типовая пневмоподвеска состоит из таких деталей:
- пневматические упругие элементы (по одному на каждое колесо);
- устройство подачи воздуха (компрессор);
- воздушный ресивер;
- магистрали;
- система управления.
Ключевыми игроками этого механизма выступают пневмоэлементы или подушки. Они могут иметь различное конструктивное исполнение – иногда их объединяют с амортизаторами (пневмостойки), также они могут быть и самостоятельными элементами.
Внутрь этой детали под давлением закачивается воздух, благодаря чему может меняться жёсткость подвески и высота дорожного просвета. Нагнетается давление при помощи компрессора.
Воздушный ресивер играет роль эдакого аккумулятора, откуда в пневмоэлементы при необходимости может поступать небольшая порция воздуха для поддержания уровня дорожного просвета. Ну и, конечно, узел системы управления, который при содействии многочисленных датчиков и электроники, следит за тем, чтобы всё работало правильно.
Разновидности пневматических подвесок
Всего видов пневмоподвески — три. Одноконтурная, двухконтурная и четырехконтурная.
Одноконтурная
Устанавливается на одну из осей автомобиля. Одноконтурная позволяет регулировать величину жесткости. Обычно такие подвески устанавливаются на грузовые автомобили.
Двухконтурная
Такая подвеска может быть установлена на две оси, в этом случае это выглядит как две одноконтурные пневмоподвеские подвески, каждая на два колеса. Так же может быть и по одному контуру на каждое колесо.
Четырехконтурная
Сложная, но более продвинутая. Система работает и контролирует все четыре колеса. Электронный блок управления подвеской управляет и регулирует величину жесткости в зависимости от режима езды и качества дороги.
Всё ли хорошо у пневматических систем?
Для полноты картины нам необходимо разобраться в положительных и отрицательных сторонах пневматических подвесок. К их неоспоримым плюсам относится высокий уровень комфорта и управляемости, которыми обладают автомобили, оборудованные такой схемой.
О том, что это не пустые слова свидетельствует список автомобилей, имеющие «пневму» в заводской комплектации. Например, Maybach, Rolls-Royce, Lexus, Range Rover, Audi и другие представители премиум-сегмента.
Есть ли недостатки? На самом деле они тоже имеются. Помимо сложности и стоимости, к минусам пневмоподвесок относится их капризность в плане температуры эксплуатации (очень не любят морозы) и наличия химических реагентов, которыми любят обильно посыпать у нас дороги в зимний период. Также приходится довольно часто менять пневмоэлементы, которые не поддаются ремонту, а стоят очень дорого.
Надеюсь, дорогие читатели, эта статья была чем-нибудь вам полезна.
Если вы хотите и дальше углубляться в недра автомобилей и изучать их внутренности – подписывайтесь на рассылку, и вы никогда не пропустите свежие и интересные материалы.