
Кондиционер в автомобиле: секреты нашего комфорта в жаркое лето
Летом, в салонах автомобилей, под жарким солнцем, сами понимаете, сауна. И если ваш четырёхколёсный друг не оборудован кондиционером, то вам, мягко говоря, не совсем комфортно. Слава авто конструкторам, что практически все современные автомобили, уже имеют эту полезную опцию, но знают ли водители, как устроен автомобильный кондиционер?
Так давайте же восполним этот пробел и познакомимся ближе с этим замечательным устройством.
Оглавление
Автомобили и законы термодинамики
На самом деле, если вы знакомы с работой бытового климатического оборудования, то устройство «кондея» в машине покажется вам очень знакомым. Принцип аналогичен – всё основано на элементарных законах термодинамики.
Жидкости способны поглощать тепло при испарении и выделять его при конденсации
В качестве такой жидкости в автомобильном кондиционере используется фреон, который циркулирует в герметичной системе. Именно он и есть главный теплоноситель, и ему мы обязаны спасительной прохладой в салоне авто в знойные летние дни.
Автомобильный кондиционер. Устройство
Как же всё устроено? Конечно же, автопроизводители устанавливают в свою продукцию различные модели кондиционеров, регулярно совершенствуют их и придумывают какие-нибудь новые фишки.
Тем не менее, базовый принцип работы практически у всех одинаков, поэтому мы возьмём для примера среднестатистическую разновидность устройства и разберём её на составляющие части.
Итак, автомобильный кондиционер состоит из таких базовых элементов:
- ТРВ (терморег.вентиль или расширительный клапан);
- конденсатор;
- компрессор;
- ресивер-осушитель;
- вентиляторы;
- испаритель;
- предохранительный клапан.
Вместе всё работает следующим образом: сразу после того, как нажата кнопка включения, свою работу начинает компрессор, который приводится в движение при помощи шкива от ремённой передачи.
Он, по сути является сердцем кондиционера и занимается тем, что перекачивает из одной части системы в другую хладагент (фреон).
Кстати, о частях системы. Условно можно выделить две – сторона высокого давления и сторона низкого давления.
В первую часть компрессор подаёт фреон под хорошим давлением, который, в свою очередь, от этого сильно разогревается (примерно до +80 градусов по Цельсию).
Далее жидкость, а если точнее, то при такой температуре это пар (газ), поступает в конденсатор – большой радиатор, где он охлаждается примерно до 50 градусов и переходит в жидкое состояние.
Следующим элементом на пути хладагента является ресивер-осушитель. В его функции входит фильтрация фреона от грязи и пыли, а также от воды.
Далее тёплая охлаждающая жидкость поступают в следующий, крайне важный для работы всей системы элемент – ТРВ.
Он автоматически контролирует подачу хладагента в испаритель, на выходе этого же узла, и выступая в качестве ворот в часть низкого давления системы.
Попав в испаритель, фреон выполняет свою главную миссию, ради который мы и нажимаем кнопку включения кондиционера – он переходит в газообразное состояние и при этом, по законам физики, сильно охлаждается (почти до -2 градусов).
Чтобы передать прохладу в салон, испаритель обдувается вентилятором, направляющим поток воздуха к нам.
Покинув испаритель, ледяной газ по многочисленным трубкам вновь попадает в компрессор, чтобы снова пройти цикл температурных и агрегатных превращений ради нашего с вами комфорта.
Что может поломаться?
Автомобильный кондиционер, как и любое другое сложное устройство иногда, к сожалению, ломается.
Львиная доля всех неисправностей приходится на механические узлы, и в нашем случае таким является компрессор. Данный узел довольно непростой, с инженерной точки зрения и, как следствие, самый дорогой во всей системе, поэтому есть смысл следить за его состоянием и вовремя проводить профилактические работы.
Одной из часто встречающихся неисправностей компрессора выступает износ подшипника шкива.
Определить эту проблему можно по характерному шуму, появляющемуся в месте установки этого узла. Услышав необычные звуки, не стоит медлить и лучше как можно быстрее посетить автосервис, где смогут провести ремонт. В противном случае компрессор может заклинить и тогда поможет только его полная замена.
К другим частым проблемам можно отнести коррозию пластин конденсатора. Из-за того что этот элемент, как правило, изготавливают из алюминиевых сплавов, он сильно подвержен влиянию вредных веществ, встречающихся в атмосфере и на дорогах.
Герметичность системы также нарушается довольно часто. Множество трубок и патрубков, расположенных во всевозможных углах подкапотного и не только пространства, норовят то и дело порваться, переломиться или протечь.
Одним словом, автомобильный кондиционер, требует к себе внимания, и не стоит брезговать периодическими профилактиками, которые можно провести в специальных мастерских.
Друзья, спасибо за внимание! И советую, из области комфорта, почитать про автомобильные сидения.
До новых встреч на страницах блога!